Медицинские симуляторы для повышения квалификации медицинских сестер
Что такое симуляционное обучение медперсонала, каковы его преимущества? Это особый тренинг, где медсестры «осуществляют уход» за правдоподобными манекенами вместо реальных больных, отрабатывают стандартные медицинские процедуры. Причем манекены не являются обычными куклами, лишь визуально похожими на человека. Электронная начинка этих роботов позволяет реалистично имитировать реакцию настоящего пациента на воздействия медсестры. Манекен может задергаться от боли, кричать, плакать, говорить. Все так, как ведет себя при таких манипуляциях настоящий пациент.
Благодаря чему манекены способны на такую правдоподобную «игру»? Медицинские симуляторы, задействованные в тренинге, подключаются к компьютеру, который управляет их поведением согласно алгоритму программы. Причем оператор, следящий за процессом обучения, может сменить программу, если необходимо, и поведение робота во время процедур изменится. Процесс «разговора» симулятора с медсестрой обеспечивается именно командами того же оператора.
Перед началом обучения в симуляционном центре проходит брифинг, где медики получают ситуационные задания, знакомятся с алгоритмом выполнения. Далее обучающиеся переходят в кабинет, оборудование которого соответствует больничной палате или реальной медицинской лаборатории. Комната закрыта, за действиями обучаемого преподаватели и эксперты наблюдают при помощи камеры, размещенной в кабинете.
В ходе тренинга оператор меняет при помощи компьютера «состояние больного» в зависимости от степени правильности манипуляций медсестры. При грубых ошибках «больной умирает», а комиссия признает неправильность действий обучаемого, а на дебрифинге проводится подробный разбор ситуации и ошибочных действий, чтобы студент понял в какой момент какие ошибки были им допущены. Дебрифинг проводится и при нормальном «исходе» задания – обучаемый может задать вопросы, делиться впечатлениями, что также важно для него и преподавателей. Главное условие дебрифингов – доброжелательность. Цель «разбора полетов» – указать на ошибки и заинтересовать обучаемого исправить их в дальнейшем, а не унижение замечаниями, которые только подрывают уверенность, не неся конструктива. Такую возможность дают именно виртуальные симуляторы, так как ошибочные действия с реальным больным могут привезти к тяжелым последствиям и вряд ли обойдутся без стресса и излишне эмоциональных оценок.
Современные условия диктуют нехватку времени у медсестер, уменьшают возможности прохождения практики. Возможность практиковаться в симуляционном центре является лучшим выходом при недостаточной практике, поэтому развитие таких виртуальных центров просто необходимо для роста уровня медицины.